+7 966 056-77-77 — WhatsApp, Telegram
+7 (495) 961-00-89

Практическая философия — софология. Софологический психоанализ

Павел Саловский

Практическая философия — это новое направление (а правильно было бы сказать — хорошо забытое старое). Её ещё называют софологией, то есть «наукой о мудрости», в отличие от философии — «любви к мудрости».

В эпоху глобального кризиса мы возрождаем исконные приёмы мышления философов древней Греции — живой диалог, постановка вопросов, поиск истины. В отличие от множества разнообразных консультантов и советчиков, мы подходим к решению как личностных проблем, так и бизнес-задач комплексно, системно, целостно.

Но можно ли назвать философию, а вслед за ней и софологию наукой? Давайте подумаем и предоставим слово профессору Леьву Евдокимовичу Балашову, создателю этого направления в философской науке.

«Значимость практической философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него. Цель практической философии: побуждать с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Нужно иметь в виду, что практическая философия не то же самое, что практическая роль философии. Философия в целом оказывает определенное практическое воздействие на жизнь людей. И большей частью опосредованно, через науку, изобретательство, политику, экономику, искусство, литературу.

Практическая философия — это та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей, через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми. Практической философией в точном смысле слова, профессионально занимались немногие: некоторые софисты в Древней Греции и некоторые философы, использовавшие философскую аргументацию в своих индивидуальных и коллективных беседах для тех или иных практических целей. В широком смысле к практической философии относят тексты и речи разных авторов, содержащие философскую аргументацию, мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти тексты и речи, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации... В этом втором значении «практическая философия» имеет богатую историю и традиции. Многие философы прошлого оставили тексты, имеющие практически-философский смысл. И не только философы, а и другие писатели: беллетристы, ученые, историки, психологи, политики и т. д.

К сожалению, практическая философия (в своем основном значении) пребывает еще в зачаточном состоянии. Общество только сейчас начинает осознавать, что философия может непосредственно (без посредников разного рода) влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми — подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам. Под практической философией нередко понимается раздел философии, посвященный человеческим делам, нацеленным на достижение блага. Так понимали ее многие философы, в том числе Гегель (см. ниже). С нашей точки зрения, не совсем точно называть практической философией лишь рефлексию блага, практического действия.

По большому счету практическая философия отличается от философии вообще не столько своим содержанием-предметом, сколько своей «способностью» непосредственно влиять на мысли и дела людей. Такую философию лучше обозначать специальным термином. Предлагаю называть ее софологией (от греч. sophos — мудрость и logos — слово, учение), а практического философа — софологом. Конечно, люди (нефилософы) чаще всего обращаются к тем разделам философии, которые интересны им в житейском, утилитарно-узко-практическом плане. Но это не значит, что им совсем неинтересны другие разделы философии. Например, разве им неинтересны мировоззренческие вопросы и разве эти вопросы, вернее ответы на них, не влияют на поведение людей? Влияют да еще как! А разве им безразлично то, как они думают? Нет, конечно! Любой, даже самый абстрактный (далекий от тех или иных практических дел), философский вопрос может быть интересен нефилософу.

Как мы уже говорили, в точном смысле практическая философия — это философия, которая осуществляет непосредственную связь философии с жизнью, с нефилософией. А софолог, практический философ — это философ, который способен и умеет налаживать связь с нефилософом, который через умную беседу с ним может влиять на его мысли и дела. В роли практического философа (софолога) может оказаться любой философ, если он хоть раз продуктивно и именно как философ беседовал с нефилософом. Практическая философия может стать профессией философа, если последний наладит постоянное живое общение с нефилософами и будет за это получать вознаграждение...

В свете сказанного становится ясным, что практическая и житейская философия — не одно и тоже. Последняя лишь часть первой. Житейская философия — это философия повседневной, обычной жизни человека. Она далека от фундаментальных — мировоззренческих, человековедческих и методологических — вопросов. Итак, практическая философия (софология) — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). А практический философ (софолог) — это философ, который организует службу консультирования-собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья.

Перед нами, философами, стоит поистине историческая задача: создать институт практических философов, софологов, создать моду на них, как уже создана мода на психологов«.

Таким образом, речь идёт о службе помощи профессиональных философов, аналитиков и вдумчивых собеседников в одном лице, людях, интеллектуальные ресурсы которых можно использовать для мозгового штурма ваших задач!

От консультанта зачастую ждут истину-знание, получаемое путём познания, измерений, экспериментов. Философия же — любовь к мудрости. Она властвует в области мышления-размышления, она помогает человеку думать, размышлять, задавать вопросы и находить ответы.

Софология, естественно, опирается на науку, на данные науки (в том числе и психологии) а так же на весь опыт человека и человечества. И действительно, мудрость опирается на всё, что человек достигает и в области познания, и в области практики, и в области житейского опыта, одним словом, во всех областях своей деятельности.

Поэтому, если быть точным, практическую философию нельзя назвать наукой. Философия не наука. Это другой тип культуры! Это касается и софологии.

Никаких истин-откровений, как это делает, например, религия, софология не даёт. Не занимается она и лечением, как психиатрия и психология. Нет здесь и лишней «наукообразности» как в академической философии.

Однако, вполне возможно, что вследствие общения с практическим философом-софологом, Вы найдёте для себя ответ на какой-нибудь очень животрепещущий вопрос. Вероятно, этот ответ покажется Вам и научно доказанным, и психологически живым, и религиозно откровенным. Что ж, так тому и быть. Однако за этим «откровением» стоит вековой опыт, накопленный человечеством в разных культурах — греческой, русской, китайской, индийской...

Задача софолога — вскрыть весь этот опыт, помочь Вам воспользоваться им, словно это живая библиотека и открытый справочник мудрости.

На наших тренингах и консультациях мы отрабатываем на практике конкретные упражнения, помогающие развить свой разум. Помогаем в сложных жизненных ситуациях. Работаем с разного сорта проблемами ­— ­будь то личные неурядицы, трудности бизнеса или же общее желание поучиться, поднять свой интеллектуальный уровень. Не забыли мы и о сократовской иронии, то есть о юморе, который помогает софологам и их собеседникам критически относиться к реальности и с надеждой смотреть в будущее.

***

Ниже приведён пример софологической консультации (СО-консультации) и её прикладной части Со-Анализа (софологического психоанализа).

«Клиент» обратился в софологическую консультацию с проблемой «измена мужа». Казалось бы, психологическая тема. Но к решению может быть применён и софологический подход.

Термин «клиент» четко задаёт характер отношений — коммерческий. Софология же не ставит науку и психологическое здоровье выше коммерции, хотя и не отрицает роль денег в нашем непростом мире. Просто деньги для нас средство, а не цель. Но и термин «пациент» из психологической практики предполагает дуализм доктор-больной, и так же однозначно не подходит. Софологическим аналогом слов «пациент» и «клиент» является ЭПИКОН.

Эпикон — от греческого корня Επικοιν «Эпос», то «эпос» — повествование, и Επικοινωνήστε με — собеседник. Тем самым, мы подчёркиваем уважение к «пациенту» и «клиенту» как к равному собеседнику.

Эпикон
21:28:17 05/11/2013
Добрый вечер, можно к Вам обратиться со своей проблемой?

Со-Аналитик
23:16:28 05/11/2013
Добрый, давайте попробуем.

Эпикон
08:22:41 06/11/2013
Спасибо, что ответили. Четыре месяца назад я узнала, что мне изменил муж. Решила сохранить семью, хотя всегда говорила, что уйду. Я люблю его, но не знаю, как простить и не напоминать.

Со-Аналитик
11:06:14 06/11/2013
Как Вас зовут?
Меня зовут Павел.
Наверняка, Вы видели мою анкету. Я не психолог. Я Со-Аналитик. Психологам свойственно бросаться к человеку и начинать ему помогать, не разобравшись в сути дела. Со-Аналитик действует рационально.
Поэтому я задам Вам вопрос:
Для чего Вам этот разговор? Что вы хотите получить? Облегчение? Утешение? Забвение — забыть о неприятностях? Спокойно подумать о ситуации и найти выход?
Или вы хотите буквально, как Вы написали «простить и не напоминать»?

Эпикон
11:54:42 06/11/2013
Хотелось бы подумать, разобраться и найти выход из этой ситуации, чтобы эта проблема больше не возникала в нашей семье. Ну и, конечно, простить и жить дальше!

Со-Аналитик
12:00:17 06/11/2013
Одним словом, всё сразу! Так как Вас зовут?

Эпикон
12:23:20 06/11/2013
Зовут меня Мария (все имена изменены, совпадения — случайны — ПС). Пусть не всё сразу, а постепенно — шаг за шагом.

Со-Аналитик
12:58:10 06/11/2013
Мария, вот Вы написали «чтобы проблема больше не возникала в нашей семье». Вы хотите, чтоб муж не изменял? Или чтобы Вас это не раздражало? Чувствуете разницу?

Эпикон
13:21:46 06/11/2013
Чувствую разницу, хочу, конечно, чтобы больше не изменял. Я очень гордая, мне тяжело дается прощение.

Со-Аналитик
13:30:38 06/11/2013
Но ведь мы с Вами не можем заставить Вашего мужа что-то делать или не делать. Правда, можно измениться самой, создать условия, чтобы мужчина не хотел больше изменять. Это Ваш путь?

Эпикон
13:39:10 06/11/2013
Да это мой путь. Я хочу измениться, быть интересной и сделать так, чтобы ему было хорошо, но вот как всё-таки быть с прощением? Как простить?

Со-Аналитик
13:55:32 06/11/2013
Ну вот, Мария, мы с Вами и сформулировали задачу, с которой уже можно начинать работать. Точнее, их две.
1. Измениться самой, изменить отношения, ситуацию, чтобы мужу было не выгодно изменять.
2. Простить.
И Вы верно ставите прощение на 1-е место, так как с обидой в душе никакие изменения у Вас толком не получатся. Всё будет отравлено.
Так значит, с обиды и прощения мы и начнем?

Эпикон
14:01:09 06/11/2013
Да я согласна, что без прощения невозможно измениться и строить дальше отношения.

Со-Аналитик
16:16:28 06/11/2013
В таком случае, как бы Вы хотели простить мужа?
На самом деле, я знаю всего 3 пути.
1.Символический путь восстановления справедливости. Например, если Вы религиозны: Вы идёте в церковь, каетесь и просите Бога даровать Вам силы простить грех мужу. Что ещё в церкви принято делать? Набираете Святой воды, окропляете всё в доме, возможно, сами пьёте и даёте мужу выпить, я точно не знаю, как это делается в рамках религиозного обряда.
Здесь не важна форма, важна суть. Например, если Вы не религиозны, с тем же успехом можно поехать вместе с мужем в отпуск и там устроить что-то типа «начинаем жизнь с нуля». Муж преподносит Вам букеты цветов, дарит подарки, ухаживает за Вами, и всё как будто в первый раз. До тех пор, пока Вы не почувствуете, что «да, он отдал Вам долг и дань уважения». Ваша гордость успокоилась, Ваше сердце растаяло, и Вы готовы его простить.
В общем, всё зависит от Вашей фантазии, какой ритуал прощения выбрать. Если нужна форма ритуала, я помогу разработать. Но это должно быть обязательно какое-то действие, действо, потому как простых слов в данной ситуации, боюсь, будет недостаточно.
2. Есть другой способ прощения. Психологический. Для этого нужно пойти в корень обиды, пережить её заново. Убрать причины. Здесь нужно работать. В результате, может быть, Вы вовсе утратите способность обижаться, а может быть наоборот, станете очень обидчивой. Хотя, это на время. Пока не будут убраны все корни вашей обидчивости. Но на этом пути нужна решимость. И здесь уже нужно работать через сеансы психотерапии. Вы можете это сделать с помощью любого толкового психолога. Можете с моей помощью. Как хотите.
Есть ещё третий путь — не убирать обиду и не искать прощение, а использовать силу данной обиды, но не для мести, а в созидательном ключе. Например, Вы можете пойти учиться на психолога, чтобы овладеть умением работать с психологическими проблемами. Это решение направит всю разрушительную энергию Вашей обиды на созидание, на совершенствование. Наградой станет то, что Вы научитесь решать свои проблемы сами. А когда научитесь, уберёте и эту проблему, и множество других.
То есть, вот жизнь подкинула Вам испытание, и Вы, вместо того, чтобы пройти его по-бытовому, инерционно, стереотипно, проходите его по-философски разумно, с пользой, то есть мудро.
Какой из трёх путей выбрать — решать Вам, уважаемая Мария.

Эпикон
16:54:41 06/11/2013
Я даже не знаю, какой путь выбрать. Всё что вы описали в первом пункте, происходит у нас сейчас: и цветы, и ухаживания. Можно сказать, всё вернулось в тот период, когда мы поженились (а женаты мы 9 лет). Я попробую пока остановиться на первом варианте. Мой муж сейчас прикладывает много сил, чтоб я его простила, но моя гордость мне мешает. Спасибо Вам огромное за помощь, я очень надеюсь, что я смогу это сделать.

Со-Аналитик
07:15:10 07/11/2013
На здоровье! Попробуйте полноценно прожить «восстановление справедливости». Если не поможет, значит, будем дальше «копать». Обращайтесь. Если поможет через какое-то время, то интересен был бы Ваш отзыв, чем Вам помогло наше общение, ведь, в сущности, мы ничего не сделали, «просто поговорили».

Эпикон
13:07:24 07/11/2013
Добрый день, да мы с Вами просто поговорили. Вы выслушали меня, дали совет. Я очень надеюсь, что смогу справится с болью и обидой в сердце и научусь радоваться жизни, ведь жизнь одна!!! А отзыв я обязательно Вам напишу, и, если не смогу справится, я обращусь к Вам за поддержкой. Обязательно!!!

Со-Аналитик
14:06:27 07/11/2013
Боль и обиду так просто не преодолеть. Но если проблема только в справедливости, то 1-й метод поможет. Думаю, однако, Вы не случайно сказали про свою гордость. Она Вам помешает. Эта гордость не простого свойства. Но не будем загадывать, и забегать вперед. Постепенное движение лучше, чем нетерпеливые скачки.
Удачи Вам! Я остаюсь на связи.

***

Как вы видите из приведённого примера, на наших тренингах и СО-консультациях мы отрабатываем на практике конкретные упражнения, помогающие развить свой разум. Помогаем в сложных жизненных ситуациях. Работаем с разного сорта проблемами ­- ­будь то личные неурядицы, трудности бизнеса или же общее желание поучиться, поднять свой интеллектуальный уровень. Не забыли мы и о сократовской иронии, то есть о юморе, который помогает софологам и их собеседникам критически относиться к реальности и с надеждой смотреть в будущее.

Новости

2 июня 2025 г. 26, 29-30 мая прошел тренинг «Спичрайтинг. Мастерство написания текстов и речей» к.ф.н. Валерии Илюхиной для сотрудников Дальневосточного ГУ Центрального Банка РФ, г. Владивосток Подробнее
27 мая 2025 г. 26 мая прошло занятие Клуба «Разумное мышление, тема «Навыки поддержки иммунитета» спикер кандидат медицинских наук Борисов Игорь Николаевич Подробнее

Наши клиенты

Акции, сертификаты, скидки

Актуальные акции месяца
Система скидок
Бонусы и сертификаты

Подробнее

Быстрая связь

Институт Развития Бизнеса и Личности
Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Москва, Гамсоновский переулок, д. 2.
+7 (495) 961-00-89.